(Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии, с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря, составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе.
А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф), А. широко пользовался и естественнонаучной аргументацией, привлекал труды Н. Коперника, И. Ньютона, Л. Эйлера, физика Г. В. Крафта, англ. врача и духовного писателя Т. Броуна, кард. Дж. Боны. Увлекаясь религ. идеями рус. масонов (см. Масонство в России), А. сблизился с членом ложи «Гармония» Н. Н. Трубецким, свои сочинения издавал в типографии Н. И. Новикова. Важное значение для российской словесности имели труды А.: «Правила пиитические», зафиксировавшие окончательную победу силлабо-тонической системы стихосложения над силлабической (в течение долгого времени использовались как пособие в духовных учебных заведениях), а также «Грамматика», вобравшая в себя опыт трудов архиеп. Мелетия (Смотрицкого), Федора Максимова, Иоанна Сидоровского, М. В. Ломоносова, практику работы над «Словарем Академии Российской». А. является автором аллегорических повестей с назидательным содержанием («Лишенный зрения Ураний, несчастный государь», «Неразрывный союз двух братьев», «Кто есть истинный друг»), герои к-рых олицетворяют понятия христ. этики, реалии священной истории. Неизданными остались соч. А.: «О начале церковного молитвословия» и «Чин Божественной литургии». По мнению Святейшего Синода, в них были «в некоторых вещах объяснения писаны бездоказательно с непристойными и сумнительными выражениями».