Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АПОЛЛОС
3 опубликовано: 3 февраля 2009г.


АПОЛЛОС

(Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии, с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря, составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе.

Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский
Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский

Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский

А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф), А. широко пользовался и естественнонаучной аргументацией, привлекал труды Н. Коперника, И. Ньютона, Л. Эйлера, физика Г. В. Крафта, англ. врача и духовного писателя Т. Броуна, кард. Дж. Боны. Увлекаясь религ. идеями рус. масонов (см. Масонство в России), А. сблизился с членом ложи «Гармония» Н. Н. Трубецким, свои сочинения издавал в типографии Н. И. Новикова. Важное значение для российской словесности имели труды А.: «Правила пиитические», зафиксировавшие окончательную победу силлабо-тонической системы стихосложения над силлабической (в течение долгого времени использовались как пособие в духовных учебных заведениях), а также «Грамматика», вобравшая в себя опыт трудов архиеп. Мелетия (Смотрицкого), Федора Максимова, Иоанна Сидоровского, М. В. Ломоносова, практику работы над «Словарем Академии Российской». А. является автором аллегорических повестей с назидательным содержанием («Лишенный зрения Ураний, несчастный государь», «Неразрывный союз двух братьев», «Кто есть истинный друг»), герои к-рых олицетворяют понятия христ. этики, реалии священной истории. Неизданными остались соч. А.: «О начале церковного молитвословия» и «Чин Божественной литургии». По мнению Святейшего Синода, в них были «в некоторых вещах объяснения писаны бездоказательно с непристойными и сумнительными выражениями».

Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 215; Биографический словарь // РНБ. Ф. 595 (Поленовы). № 132. Л. 12 об.; РГИА. Ф. 796. Оп. 48, № 490; Оп. 55, № 382; Оп. 69, № 21, 187; Оп. 79, № 156.
Соч.: Ода России на одержанные ею в 1774 г. победы // Кошелек: Еженед. соч. СПб., 1774. № 9; Правила пиитическия о стихотворении российском и латинском. М., 1774, 182610; Иеффай, священная трагедия. М., 1778, 17822; Лишенный зрения Ураний, несчастный государь: Священная повесть. М., 1779, 17842; Неразрывный союз двух братьев: Повесть. М., 1780; Богословские рассуждения. М., 1781. Ч. 1; Общий способ учения для всякого состояния людей нужный. М., 1781; Словарь пиитико-исторических примечаний. М., 1781; Увеселительные загадки, со нравоучительными отгадками, состоящие в стихах. М., 1781; Вера, Надежда и Любовь, учения богословского состав. М., 1782; Евгеонит, или Созерцание в натуре видимых Божиих дел. СПб., 1782; Кто есть истинный друг? Иносказательное со нравоучением повествование. М., 1783; Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784. М., 1784; Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием. М., 1785; Два послания св. ап. Павла к Филипписием и к Колоссаем со истолкованием. М., 1785; Дар для благодетелей и друзей, состоящий в поучениях... и проповедании слова Божия. СПб., 1786; Первое послание св. ап. Павла к Солуняном со изъяснением. М., 1786; Послание св. ап. Павла к Галатам со изъяснением. М., 1787; Исследование книги масона (С. Мертена) о заблуждениях и истине. Тула, 1790; Грамматика руководствующая к познанию славенороссийского языка. К., 1794.
Пер.: Бона Дж. Христианская философия, или Руководство к небесам: Пер. с лат. М., 1774, 17822; Рейхель И. Г. Краткое руководство к познанию натурального, церковного, политического и учебного состояния некоторых знатнейших европейских государств: Пер. с лат. М., 1775; Геллерт Х. Ф. Песни духовные: [Пер. с нем.]. М., 1778, 17822; Прокопий Кесарийский. Речь, которую говорил оклеветанный Велисарий пред Юстинианом, государем своим. М., 1778, 17812; Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствия между чувствованиями натурального человека и духовного в рассуждении вечного спасения: Пер. с франц. М., 1785.
Лит.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1. С. 198-220; Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 1884. Кн. 2. С. 382-383; Аполлос, еп. Архангельский и Холмогорский // Странник. 1879. № 4. С. 3-9; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 699-703; Кадлубовский А. П. «Правила пиитические» Аполлоса Байбакова // ЖМНП. 1899. № 7; Евгений. Словарь. М., 1995. С. 41-43; Степанов В. П. Байбаков // Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 48-52; Есюков А. И. Архангельский епископ Аполлос: (А. Д. Байбаков: Опыт характеристики мировоззрения) // Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. С. 323-329 (Ист. краеведение и архивы; Вып. 7).
Э. П. Р.
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Архангельская и Холмогорская епархия Русской Православной Церкви Аполлос (Байбаков; 1737-1801), епископ Архангельский и Холмогорский
См.также:
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский
АВГУСТИН (Сахаров Михаил Степанович; 1768-1842), еп. Оренбургский и Уфимский